Чойбалсан|Монголия|НостальгияЧетверг, 25 Апреля 2024, 18:51

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории каталога
Чойбалсан [18]
Монголия [29]
Школа [2]
Служба [0]

Наш опрос
Время своего проживания в городе Чойбалсан Монголия Вы оцениваете как
Всего ответов: 685

Главная » Статьи » Монголия

Монголия вернулась на российские рельсы // Москва и Улан-Батор достигли прорывных договоренностей
Монголия вернулась на российские рельсы
// Москва и Улан-Батор достигли прорывных договоренностей
Газета «Коммерсантъ» № 232 (4532) от 15.12.2010 
Достигнутые на переговорах премьера РФ Владимира Путина (справа) с монгольским коллегой Сухбаатарыном Батболдом (слева) договоренности вновь возрождают шансы России в борьбе за монгольские ресурсы
Фото: REUTERS/Alexsey Druginyn/RIA Novosti/Pool

На вчерашних переговорах премьера РФ Владимира Путина с монгольским коллегой Сухбаатарыном Батболдом достигнуты договоренности, возрождающие утраченные, казалось, Москвой шансы в борьбе за монгольские недра. По данным "Ъ", гость договорился об урегулировании долга Монголии перед РФ в обмен на обещание учитывать интересы Москвы при освоении угольного месторождения Таван-Толгой, решение развивать монгольскую железнодорожную сеть по российскому стандарту, а также готовность вывозить уголь с Таван-Толгоя через порты РФ на Дальнем Востоке. Впрочем, эксперты предупреждают, что эти договоренности могут оказаться новым маневром Монголии в игре с многочисленными претендентами на ее минеральные ресурсы.

В Москве визита Сухбаатарына Батболда ждали. Свой пост он получил в октябре прошлого года, сменив ушедшего в отставку из-за пошатнувшегося здоровья Санжийна Баяра. Болезнь господина Баяра оказалась для России некстати: весь прошлый год Москва обсуждала с Улан-Батором масштабную сделку, по условиям которой Россия в обмен на инвестиции в монгольские железные дороги и инфраструктуру получила бы лицензии на два самых лакомых месторождения в стране — угольное Таван-Толгой с запасами до 6 млрд тонн (одно из крупнейших в мире) и золотомедное Оюу-Толгой. И именно премьер Баяр, окончивший юрфак МГУ и трудившийся послом в РФ, считался гарантом этих соглашений. По крайней мере, как рассказал "Ъ" глава РЖД Владимир Якунин, господин Баяр обещал Владимиру Путину передать лицензии на оба месторождения СП "Развитие инфраструктуры", которое на паритетных началах создали РЖД и монгольские госкомпании "Эрдэнэс МГЛ" и "Монгол Темир Зам".

Однако затем стали происходить странные вещи. Незадолго до отставки кабинет господина Баяра передал лицензию на Оюу-Толгой альянсу австрало-британской Rio Tinto и канадской Ivanhoe Mines. А затем правительство неожиданно сообщило, что за доступ к Таван-Толгою будет проведен международный тендер.

После ухода господина Баяра Москва могла возлагать надежды на господина Батболда, который является выпускником МГИМО. Однако до сих пор эти надежды не оправдывались. Более того, первые же шаги нового кабинета показали, что Сухбаатарын Батболд намерен действовать крайне прагматично.

В феврале его правительство объявило, что не намерено продавать 49% в Таван-Толгое, а привлечет международных инвесторов иным путем. А в июле великий хурал Монголии утвердил программу, согласно которой 30% акций компании, владеющей лицензией на месторождение, будут проданы на бирже, 10% бесплатно раздадут гражданам Монголии, еще 10% продадут на внутренних аукционах, а оставшиеся 50% государство сохранит за собой. Потенциальных покупателей Улан-Батор не называет, однако, по признанию собеседника "Ъ" в МИД РФ, Москву крайне насторожило, что за прошедший год Сухбаатарын Батболд так ни разу и не съездил в Россию. Зато побывал в Китае, США и Канаде и встретился с премьером Японии Наото Каном.

Тем не менее результаты вчерашних переговоров стороны назвали прорывными. Ключевое значение среди подписанных в Белом доме документов помимо соглашения о создании СП для освоения уранового узла Дорнод имеет соглашение об урегулировании монгольского госдолга перед РФ в размере $180 млн. Как признавались "Ъ" российские дипломаты, эта задолженность не раз служила инструментом, с помощью которого Москва пыталась пробить выгодные для себя проекты по освоению монгольских недр. Теперь Москва и Улан-Батор закрыли этот вопрос. Как пояснил "Ъ" пресс-секретарь премьера РФ Дмитрий Песков, урегулирование долга будет производиться частично за счет погашения, а частично за счет реализации совместных проектов, выгодных для обеих стран.

Источник "Ъ" в российской делегации уточнил, что ценой уступки стало обещание монгольской стороны учитывать интересы РФ при продаже доли в Таван-Толгое. Господин Песков интерес России к Таван-Толгою подтвердил, но от дальнейших комментариев отказался.

Еще одним фактором, сподвигшим Москву на урегулирование долга, стало принятое в сентябре правительством Монголии решение развивать свою железнодорожную сеть по российскому стандарту с шириной колеи 1520 мм. Кроме того, в сентябре монгольские власти объявили о намерении построить железнодорожную магистраль протяженностью 1,1 тыс. км от Таван-Толгоя до Чойбалсана, что в будущем позволит расширить вывоз угля через Транссиб, а далее через российские порты на Дальнем Востоке. Вчера стороны подкрепили наметившееся сотрудничество меморандумом между министерствами транспорта двух стран о перевозках грузов по территории РФ. Москва рассчитывает, что Монголия будет отправлять значительную часть угля через Россию, что позволит загрузить Транссиб. Как признаются российские чиновники, это было одним из важных мотивов в борьбе за Таван-Толгой.

Таким образом, достигнутые вчера договоренности вновь возрождают шансы России в борьбе за монгольские ресурсы. Впрочем, эксперты предупреждают, что обещания Улан-Батора могут оказаться лишь тактическим ходом в многолетней игре с иностранными инвесторами. "Правительство Монголии всегда выступало за строительство максимально возможного количества железных дорог к Таван-Толгою. Если компании РФ готовы строить дорогу до Транссиба и финансировать ее — прекрасно,— заявил "Ъ" директор объединяющего иностранных инвесторов Делового совета Монголии Джим Дуайер.— Но вряд ли стоит рассчитывать на автоматическое получение лицензии на месторождение. Инвестора и пути транспортировки определит рынок".

Еще в конце 2008 года Всемирный банк по заказу Улан-Батора провел исследование о том, какой путь транспортировки будет дешевле. В нем отмечается, что транспортировка на юг откроет дорогу углю с Таван-Толгоя на огромный рынок КНР, а перевоз руды в Японию и Южную Корею через китайский порт Тяньцзинь окажется в два раза дешевле, чем через Россию.

Неофициально собеседники "Ъ", близкие к монгольскому правительству, поясняют, что к сотрудничеству с Москвой Улан-Батор подталкивает боязнь оказаться в чрезмерной зависимости от южного соседа, который уже построил дорогу до границ Монголии (от Таван-Толгоя ее отделяют всего 50 км) и давно возит уголь с месторождения на грузовиках. "Всегда лучше иметь две дороги, чем одну. Даже если потом окажется, что одна из них пользуется особым спросом",— пояснил собеседник "Ъ".

Поэтому Москва должна быть готова к тому, что однажды выяснится: долю в Таван-Толгое получила компания, намеревающаяся вывозить руду в сторону Китая, а у премьера Батболда неожиданно возникли проблемы со здоровьем, как у его предшественника, который сейчас трудится депутатом народного хурала и в понедельник посетил Иркутск.

Александр Габуев


Источник: http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1557209&NodesID=5
Категория: Монголия | Добавил: Администрация (19 Декабря 2010)
Просмотров: 1393 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright Волобуев В.А. Курск Россия 2009 © 2024
Сайт управляется системой uCoz