Чойбалсан|Монголия|НостальгияСреда, 23 Август 2017, 12:53

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории каталога
Чойбалсан [18]
Монголия [29]
Школа [2]
Служба [0]

Наш опрос
Время своего проживания в городе Чойбалсан Монголия Вы оцениваете как
Всего ответов: 629

Главная » Статьи » Монголия

Россия и Монголия: на пути реформ

Россия и Монголия: на пути реформ
 
На протяжении многих веков Россия и Монголия связаны глубокими и весьма разносторонними отношениями, которые характеризуютсяисторическими переплетениями, взаимным влиянием и различной степени зависимостью в разные исторические времена. Становление Российского централизованного государства во многом связано с влиянием Золотой Орды и основные этапы его организации проходили в рамках единой монгольской империи или под ее непосредственным воздействием. Именно благодаря включению Руси в международную систему взаимоотношений монгольской империи она получила широкий...


Ганжуров  В.Ц.
(Россия)

Россия и Монголия: на пути реформ[1]
 

На протяжении многих веков Россия и Монголия связаны глубокими и весьма разносторонними отношениями, которые характеризуются  историческими переплетениями, взаимным влиянием и различной степени зависимостью в разные исторические времена. Становление Российского централизованного государства во многом связано с влиянием Золотой Орды и основные этапы его организации проходили в рамках единой монгольской империи или под ее непосредственным воздействием. Именно благодаря включению Руси в международную систему взаимоотношений монгольской империи она получила широкий выход на развитие внешней политики, а также под влиянием монгольской государственности шел процесс укрепления внутренних атрибутов государственной власти Руси: через систему получения ярлыков на княжение происходило фактически назначение князей, т.е. государственных руководителей, развивалась система налогового обложения, создавалась внутренняя военная организация и т.д.

В то же время в ХХ в. Россия оказала неоценимую поддержку Монголии в завоевании независимости и формировании суверенного государства. В 1911 г. в связи с ростом недовольства политикой цинского Китая во Внешней Монголии создается группа представителей светской и духовной знати, ориентированной на Россию с целью получения поддержки в свержении власти Цинской династии. В августе 1911 г. в Петербург прибыла специальная монгольская делегация во главе с командующими войсками Тушетуханского аймака Ханда-Доржи, которая была принята временно управляющими министерства иностранных дел А.А. Нератовым и председателем Совета министров П.А. Столыпиным. Однако в тот период Россия не смогла поддержать стремление монгольской делегации  к полному отделению от Китая.

Последовавшие события, связанные с свержением Цинской династии в Китае, дали возможность России оказать содействие в стремлении Монголии к независимости, но поддержать требование полной независимости Внешней Монголии Россия не решилась. Ярким примером политики России в отношении Внешней Монголии стало подписание в октябре 1912 г. в Урге русско-монгольского соглашения, имевшего важное политическое значение и означавшего, что правительство Богдо-гэгэна уже вступило в договорные отношения с такой великой державой как Россия и заявило о себе на международной арене как самостоятельная сила. Монгольское правительство искало помощи у России, но и вторая миссия Ханда-Доржи, прибывшая в Петербург в 1912 г. не получила поддержки, однако в Монголию были направлены русские военные инструкторы с целью оказания помощи в формировании монгольских войск.

В то же время Россия и Китай подписали в октябре 1913 г. декларацию о признании автономии Монголии в рамках Китая, что вызвало возмущение во Внешней Монголии, отказавшейся принять русско-китайскую декларацию. В этих условиях было решено провести тройственную русско-монгольско-китайскую конференцию в приграничном городе Кяхта, продолжавшаяся в течении 8 месяцев и завершившаяся в мае 1915 г. подписанием тройственного соглашения, согласно которому Внешняя Монголия признавалась внутренне самостоятельным государством, находящимся в вассальной зависимости от Китая. Согласно этому соглашению Россия, а затем и Советский Союз вплоть до 1946 г. формально считали Внешнюю Монголию в составе Китая.

События Октября 1917 г. сыграли определяющую роль в выборе пути развития Монголии. События в России оказали влияние на подъем национально-освободительного движения и победу народной революции в Монголии, осуществленной при непосредственной военной помощи со стороны Советской России. В 1925 г. основной состав советских войск был выведен из Монголии, однако в сентябре 1937 г. в связи с нарастанием опасности японского вторжения в Монголию вновь были введены войска Красной Армии. Это позволило советским и монгольским войскам отразить японскую агрессию на Халхин-голе и показало, что СССР не допустит военного давления на Монголию со стороны других стран. В тяжелые годы Второй мировой войны на территории Монголии дислоцировалась 17–я армия СССР, сдерживавшая агрессивные намерения со стороны Японии. В 1966 г. в связи с осложнением обстановки с Китаем монгольское правительство обратилось к Советскому Союзу с просьбой временно дислоцировать свои войска на территории МНР для обеспечения суверенитета и территориальной целостности страны, которые находились в Монголии вплоть до начала 1990–х гг.

Таким образом, Россия и Советский Союз в ХХ в. внесли огромный вклад в становление и развитие суверенного монгольского государства, в определении международного статуса Монголии после II мировой войны, особенно с учетом решений Ялтинской и Потсдамской конференций руководителей великих держав о сохранении статус–кво Монголии, принятых по инициативе СССР, а также неоценимой поддержки Советского Союза при вступлении Монголии в ООН.

Важное значение для Монголии имело сотрудничество с СССР в экономической сфере. После подписания 5 ноября 1921 г. первого соглашения между правительством РСФСР и народным правительством Монголии советская сторона начала оказывать широкомасштабную экономическую помощь в становлении народного хозяйства молодого монгольского государства. Экономическая помощь Советского Союза Монголии проявлялась в различных формах, охватывая все сферы экономики. На наш взгляд решающую роль в обретении экономической независимости Монголии и в становлении ее народного хозяйства сыграло сотрудничество с СССР в становлении и развитии промышленной базы, созданной при помощи СССР на пустом месте. Первые промышленные, транспортные и торговые предприятия Монголии создавались и начинали работать как совместные монголо-советские предприятия, которые в процессе их становления и развития передавались в монгольскую собственность. Таким образом и была создана современная промышленная и технологическая база монгольской экономики.

1. Важное значение в формировании экономической базы Монголии сыграло непосредственное участие Советского Союза в строительстве новых промышленных объектов на территории Монголии. Достаточно привести пример, как буквально на пустом месте за считанные годы в степи был построен новый промышленный центр Монголии – г. Дархан.

2. СССР являлся основным поставщиком товаров как производственного, так и потребительского назначения. В нач. 80-х гг. он поставлял более 90 % импортируемых машин и оборудования, 70 % товаров ширпотреба.

3. Исключительно важную роль в становлении и развитии монгольского государства сыграла советская помощь в подготовке квалифицированных кадров. К 1985 г. в Монголии трудилось свыше 15 тыс. выпускников советских учебных заведений.

Таким образом, в социалистический период при формировании основ народного хозяйства Монголии главным фактором была советская помощь, охватывавшая все стороны жизни монгольского общества.                                     

В конце 1980-х гг. ХХ в. произошли крупные политические преобразования, оказавшие глобальное влияние на ход мирового развития. Рухнул СССР, исчезла мировая система социалистических стран, что привело к кардинальным изменениям внешнеполитического курса и внутренней политики государств, ориентировавшихся на Советский Союз. Под непосредственным влиянием политических перемен в России началась демократизация монгольского общества, ликвидация тоталитарного режима и политическое реформирование. 

В Монголии, географически расположенной между двумя великими странами – СССР и КНР, наступили новые времена поиска внешнеполитических приоритетов и принципов экономических и политических преобразований внутри страны. С распадом СССР для Монголии завершился период следования в фарватере политики, проводимой Советским Союзом, появилась возможность многовекторных международных контактов, о чем и заявило правительство новой, демократической Монголии. В новых условиях Монголия взяла курс на развитие приоритетных отношений с Россией и Китаем, а также с т.н. «третьим соседом», т. е. с ведущими европейскими и азиатскими державами и  США.

В экономической сфере с распадом СССР завершился период постоянной помощи и поддержки со стороны стран социалистической системы. За время существования социалистической Монголии Советский Союз и другие страны направляли Монголии постоянную помощь, строили фабрики и заводы, поднимали сельское хозяйство, готовили квалифицированные кадры. В конце 80 – нач. 90–х гг. ХХ в. экономика Монголии оказалась в глубоком кризисе. Прекратились поставки товаров и оборудования из России, из страны были выведены советские войска, уехали специалисты, работавшие на предприятиях и стройках. Организовать производство без помощи извне было невозможно. Кризисная ситуация привела к необходимости поиска новых партнеров и внешней помощи. Экономическая поддержка поступила от Японии, ставшей инициатором движения стран-доноров для оказания помощи Монголии.

 До начала XXI в. отношения двух близких соседей – России и Монголии, имеющих многовековую общую историю, находились в кризисном состоянии, практически не развивались. Россия, находившаяся в тисках перманентного экономического и политического кризиса, была не в состоянии оказывать помощь Монголии, а российское руководство само было ориентировано на поддержку стран Запада.

Конец XX в. в Монголии явился не только периодом демократических преобразований, но во многом связывался и с освобождением от тоталитарного диктата советской системы, что привело к охлаждению отношений к России в монгольском обществе, а иногда и к прямой русофобии. Однако националистическая эйфория 1990-х гг., как отмечают монгольские политологи, не имела под собой серьезной базы, основывалась на мимолетных эмоциях, связанных с пониманием политики СССР в отношении Монголии как политики удерживания ее в кулаке,  а также была связана с практически моментальным исчезновением российских товаров и наступлением в Монголии «товарного голода», который был быстро устранен за счет широкого поступления китайского ширпотреба. Однако, как отмечают монгольские авторы, это не уничтожило многовекового чувства естественной привязанности русского и монгольского народов. 

Новый этап взаимоотношений двух стран начался с визита Президента России В.В. Путина в Улан-Батор. Во время визита были заложены основы для окончательного разрешения всех политических вопросов в двусторонних отношениях, а также достигнута договоренность о решение проблемы «большого долга», т. е. задолженности Монголии по кредитам бывшего СССР. Президент России определил основной принцип решения этой проблемы, исходя из того, что она не должна лечь тяжелым бременем на плечи монгольского народа. Согласно этого и было найдено ее решение. В конце 2004 г. эта проблема окончательно разрешилась списанием Россией монгольского долга на 98 %, что явилось важнейшим стимулом для развития экономики Монголии. После решения проблемы «большого долга» начался новый этап в двусторонних отношениях, связанный с тем, что многие отношения нужно выстраивать в иной плоскости, основываясь на принципах взаимной выгоды с учетом интересов  обеих сторон. Также появилась возможность активного участия российского частного капитала в инвестирование экономики Монголии, так как новое правовое пространство, не связанное с государственными обязательствами по старым долгам открывает новые условия для выгодного вхождения российского капитала в экономическое пространство Монголии. Таким образом, несмотря на то, что в Монголии в последние годы весьма болезненно звучала проблема долгов условия ее решение являются весьма выгодными для монгольской экономики, одновременно не нарушают политического баланса, еще раз подтверждая, что  между Россией и Монголией нерешенных политических проблем нет.

Россия продолжает оставаться для Монголии главным инвестором, несмотря на то, что прямая помощь со стороны России в годы реформ прекратилась. Нынешняя экономика Монголии основывается на базе, построенной СССР. В настоящее время возникает вопрос о модернизации предприятий, построенных в годы социализма с помощью СССР и других соцстран, что открывает новые возможности для активизации сотрудничества. В свою очередь российская сторона заинтересована развивать сотрудничество в сфере добычи полезных ископаемых, с учетом многолетнего опыта работы и полевых изысканий совместной геологической экспедиции.  

Важное значение имеет развитие сотрудничестве в сфере подготовки кадров. За годы социализма были подготовлены квалифицированные кадры всех уровней, начиная от рабочих до руководителей высшего звена, получившие образование в СССР или же с помощью советских преподавателей у себя в стране. В настоящее время, наряду с продолжением обучения монгольской молодежи в учебных заведениях России, возникает проблема переподготовки и повышения квалификации, особенно врачей, ИТР, преподавателей русского языка и др., так как в основе их образования лежат методы российской образовательной системы.   

Получило развитие экономическое сотрудничество, прежде всего на уровне приграничных и межрегиональных связей. Так, из 16 субъектов Сибирского федерального округа России 11 установили прямые контакты с регионами Монголии. Активно развиваются связи в сфере культуры, науки, образования. Монголия является дружественной страной по отношении к России, широко развиты личные контакты граждан двух стран.

Демократические преобразования в Монголии, становление нового демократического монгольского государства в целом связано с российскими демократическими реформами, политикой российского государства на сохранение дружественных, партнерских отношений со странами, расположенными по всему периметру границ России.

Таким образом, в условиях политических реформ и перехода к рыночным отношениям российско-монгольские отношения наполнились новым содержанием, суть которого состоит в принципах равенства, взаимной выгоды и политического сотрудничества. 


[1] Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Роль России и СССР в установлении независимости Монголии. 1911 – 1991 гг. (Историческая память монгольского народа)», проект № 06-01-02115а).



Источник: http://www.predistoria.org/index.php?name=News&file=article&sid=438
Категория: Монголия | Добавил: Администрация (02 Февраль 2009)
Просмотров: 1664 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright Волобуев В.А. Курск Россия 2009 © 2017
Сайт управляется системой uCoz