Чойбалсан|Монголия|НостальгияПонедельник, 11 Декабрь 2017, 14:23

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории каталога
Чойбалсан [18]
Монголия [29]
Школа [2]
Служба [0]

Наш опрос
Время своего проживания в городе Чойбалсан Монголия Вы оцениваете как
Всего ответов: 635

Главная » Статьи » Монголия

Российско-монгольские отношения: история и современность...

Манханова Аюна Сергеевна

Аспирант 2 курса кафедры НФиМО
РАГС при Президенте РФ

 

Российско-монгольские отношения:
история и современность

В данной статье отражена эволюция советско/российско-монгольских отношений, начиная с 20-х гг. ХХ столетия, рассмотрена история становления монгольской государственности. Дается анализ сотрудничества двух стран в различных сферах деятельности. Также статья содержит перспективы дальнейшего развития межгосударственных отношений Монголии и России.

 

Ключевые слова: Монголия, МНР, российско-монгольские отношения.

 

Россия и Монголия теснейшим образом связаны друг с другом на протяжении нескольких столетий. Политическая и военная поддержка Советского Союза была решающим фактором победы народной революции 1921 г. и восстановления независимости Монголии. Как было записано в Конституции МНР 1960 года, «Монгольская Народная Республика выросла и окрепла при братской социалистической помощи Советского Союза в результате упрочения ее политической и экономической независимости в упорной борьбе против империалистической агрессии и внутренней реакции, в результате преодоления тяжелых последствий существовавшей прежде системы национального и социального угнетения народа, а также в результате ликвидации класса феодалов и создания социалистического народного хозяйства и культуры[i][1]».

Это положило начало новому этапу в истории Монголии, в ходе которого существенно изменился ее облик, социальная структура, возникли новые политические институты, а также была предпринята попытка модернизации по советскому образцу. Ступив на социалистический путь развития, Монгольская Народная Республика превратилась в союзника СССР и стала членом мирового социалистического лагеря. В эти годы политическая система Монголии была неотделима от коммунистической идеологии, которая являлась единственными учением для монгольского народа. Монгольская народная революционная партия была руководящей силой страны, и это было закреплено в Конституции МНР. И до тех пор, пока не начались демократические преобразования, в Монголии как таковых не было других партий.

В свою очередь, Советский Союз соблюдал и свои интересы в Монголии. Так называемый «монгольский вопрос» был важной составной частью внешней политики СССР. Прежде всего, МНР служила важным стратегическим «буфером» на дальневосточных рубежах, в связи с усилением Японии и Китая на политической арене. Также СССР рассматривал Монголию как удобный плацдарм для продвижения социалистических идей дальше на восток.

В конце 80-х-начале 90-х гг. ХХ века наступило некоторое охлаждение советско/российско-монгольских отношений. Это было связано с коллапсом СССР и, как следствие, пересмотром приоритетов внешней политики России, которая в первую очередь стала ориентироваться на сотрудничество с Западом.

Распад Советского Союза привел к глубочайшему кризису в политической, экономической и других областях жизнедеятельности Монголии. По мнению ряда исследователей, если бы Советский Союз не распался или характер исторически сложившихся отношений между СССР и МНР сохранился еще на некоторое время, то соответственно и экономический кризис в МНР разразился бы позднее и не имел бы столь тяжелых последствий[ii][2].

Фактически же политический кризис и общее ухудшение экономического положения в СССР в конце 80-х годов, нарушение нормальных хозяйственных, прежде всего торгово-экономических связей Монголии с СССР и РСФСР способствовали возникновению острого политического и экономического кризиса в Монголии. Одновременно свертывание торгово-экономических отношений бывших социалистических стран с Монголией с начала 90-х годов вызвало резкое сокращение притока в страну внешних источников ресурсов. Конец 80-х-начало 90-х гг. ХХ века были для Монголии годами глубокого экономического кризиса и упадка промышленного производства. С 1989 по 1993 г. объем ВВП сократился более чем на 20%, производство сельскохозяйственной продукции - на 40%, внешнеторговый оборот - более чем в два раза. Из-за нехватки сырья и материалов большинство промышленных предприятий закрылось, что привело к резкому сокращению промышленного производства. Кризисная ситуация в промышленности была обусловлена чрезвычайной зависимостью производства от сырьевой базы СССР и некоторых стран Восточной Европы, отсутствием оборотных средств и технологической отсталостью. Обесценение национальной валюты и увеличение дефицита государственного бюджета подвели к кризисному состоянию платежного баланса. В 1992 г. уровень инфляции достиг 325,5%[iii][3]. Все это, в свою очередь, породило такие острые социальные проблемы, как безработица, бедность и т.д. Но, несмотря на все это, отмечает известный российский монголовед Грайворонский В.В., в 90-е годы Монголии удалось добиться заметных успехов в трансформации своей политической и экономической системы, разрешении политических кризисов мирными средствами при сохранении национального согласия и единства в создании и развитии частного сектора и основ рыночной экономики, обновлении законодательной базы.[iv][4]

Встав на путь реформ и отказавшись от советской политической модели, Монголия проявила способности к маневрированию как во внутренней, так и во внешней политике, что привело к возникновению новой монгольской государственной и политической системы.

В 1992 г. была принята новая конституция Монголии, в которой были установлены правовые основы политической системы и рыночной экономики и была провозглашена многопартийная система. Основной закон Монголии 1992 г. определил главные параметры государства, установив, что страна является независимым суверенным государством, что демократия, справедливость, свобода, равноправие, обеспечение национального согласия и уважения к закону являются основными принципами государственной деятельности[v][5].

Конституция Монголии явилась результатом обобщения исторического опыта конституционного строительства ближайших соседей России и Китая, некоторых западных стран и, конечно же, собственного. Действующая Конституция Монголии признана наиболее прогрессивной, самой демократичной, по сравнению не только с предыдущими конституциями МНР, но и подобными нормативными актами других государств Азиатско-Тихоокеанского региона. И это больше, чем просто слова. Как отмечает А.В. Юрковский, анализируя информацию об общественно-политической ситуации в стране, то есть сопоставляя юридическую и фактическую конституции, Конституция Монголии обладает высокой степенью реальности[vi][6].

В процессе демократических преобразований начала 90-х гг. ХХ века значительные перемены произошли и во внешней политике Монголии. Ранее существовавшая односторонняя идеологизированная политика сменилась многовекторной, открытой экономической политикой, не зависящей от общественно-политического строя государств-партнеров. Активно развиваются отношения с Китаем, со странами АТР, в первую очередь с индустриально высокоразвитыми странами региона - Японией, США, и с новыми индустриальными странами (Южной Кореей, Сингапуром, Тайванем), а также со странами СНГ.

Отношения между Россией и Монголией после определенного спада в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века начали приобретать прежний динамизм и адаптированность к современным реалиям. Крупным событием в двустороннем диалоге стал официальный визит в Москву Президента Монголии (январь 1993 г.), в ходе которого были подписаны российско-монгольский Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве, а также Совместное заявление по поводу имевших место в 30-40-х годах в СССР и МНР массовых репрессий[vii][7].

Согласно этому договору, исходя из традиций дружественных отношений, желая способствовать утверждению атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе, две страны договорились о том, что Монголия и Россия рассматривают друг друга как дружественные государства и будут в своих отношениях руководствоваться принципами уважения суверенитета и независимости, суверенного равенства, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела, добрососедства, партнерства и сотрудничества. Монголия и Россия будут всемерно содействовать укреплению стабильности, утверждению атмосферы доверия и духа взаимодействия в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Это был принципиально новый договор, построенный на новых отношениях.

В последние годы осуществлялась довольно широкая программа контактов на всех уровнях: Президент П.Очирбат принимал участие в торжествах в Москве по случаю 50-летия Победы в Великой Отечественной войне. В декабре 1999 года в Москве с визитом находился Президент Монголии Н.Багабанди. Состоялись визиты в Россию Председателя Великого Государственного Хурала и Премьер-министра. Монголию посетили Председатель Государственной Думы Г.Н.Селезнев, делегация Совета Безопасности.

В 1999 году состоялись визиты в Монголию делегации Совета Федерации ФС РФ во главе с В.А.Варнавским, осуществлены официальные визиты Министра иностранных дел Российской Федерации И.С.Иванова в Монголию (февраль) и Министра внешних сношений Монголии Н.Туяа (июль) в Россию.

Наметились подвижки в военном сотрудничестве. В октябре 2000 года состоялся визит в Монголию начальника Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации А.В.Квашнина. Подписаны План мероприятий военного сотрудничества между вооруженными силами РФ и Монголии на 2001 год и Меморандум о намерениях между Минобороны РФ и Минобороны Монголии по развитию сотрудничества в военной области. 15-22 апреля 2001 состоялся официальный визит в Москву министра обороны Монголии Ж.Гуррагчи.

Важнейшим событием в развитии российско-монгольских отношений стал первый официальный визит Президента России Владимира Путина в Монголию в ноябре 2000 года. В ходе визита был подписан новый документ, имеющий стратегическое значение - Улан-Баторскую декларацию, в которой были освещены все вопросы внешней политики и двусторонних отношений. Страны констатировали близость подходов к ключевым проблемам современности. Они выступили за наращивание взаимодействия в мировых делах, за тесное сотрудничество в ООН и в других международных организациях. Стороны высказались за укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения, борьбу против международного терроризма, повышение эффективности и дееспособности ООН, проведение рациональной реформы Совета Безопасности ООН[viii][8].

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что Улан-Баторская декларация закрепила переход на совершенно иной качественный уровень контактов между Россией и Монголией, а также способствовала успешному решению ряда крупных вопросов, прежде всего, так называемого «большого долга» по предоставленным Монголии советским кредитам. Важно также отметить возобновление практики обмена визитами на высоком уровне. За прошедшие годы состоялось нескольких встреч глав правительств обеих стран, руководителей внешнеполитических ведомств. Так, 20 марта 2006 года в Улан-Баторе побывал с рабочим визитом министр иностранных дел РФ С.В.Лавров. Вне всякого сомнения, особую значимость имел состоявшийся в июле 2006 года официальный визит в Монголию Председателя Правительства России М.Е.Фрадкова. В ходе его переговоров с монгольским коллегой М.Энхболдом серьезное внимание было уделено теме торгово-экономического сотрудничества, участия России в крупных инвестиционных проектах.

Активно развивается сотрудничество по линии советов безопасности двух стран. В апреле 2000 года с визитом в Москве находился Секретарь Совета Национальной Безопасности Монголии Р.Болд, в сентябре того же года Монголию посетил Секретарь Совета Безопасности РФ С.Б.Иванов.

Высокий динамизм обменов и контактов сохранился и в 2001 году. В январе в Давосе состоялась встреча Премьер-министра Монголии Н.Энхбаяра с заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.Л.Кудриным. В феврале 2001 года в Москве побывали заместитель Председателя Великого Государственного Хурала Монголии Ж.Бямбадорж и министр юстиции и внутренних дел Монголии Ц.Нямдорж. В том же месяце в Улан-Баторе прошло 2-е заседание рабочей группы по либерализации взаимной торговли. В марте 2001 года состоялся визит военной делегации России во главе с заместителем начальника Генерального штаба ВС России А.Скворцовым, которая приняла участие в мероприятиях, приуроченных к 80-летию Вооруженных сил Монголии.

Отдельные сдвиги наблюдаются в двустороннем торгово-экономическом сотрудничестве. В декабре 2001 года в Москве прошло IX заседание Межправительственной российско-монгольской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

Устойчивый и эффективный характер носили региональные и приграничные связи. Монголию с деловыми визитами посещали губернаторы Иркутской (сентябрь 2000 г.) и Кемеровской областей (октябрь 2000 г., май 2001 г.). Были проведены Дни Москвы в Улан-Баторе (1 - 6 октября 2000 г.) и Дни Улан-Батора в Москве осенью 2001 года. Состоялись визиты Президента Республики Бурятия (март 2001г.) и губернатора Читинской области (осень 2001 года).

Одним из последних значительных событий в отношениях двух стран стал визит в Россию Президента Монголии Намбарына Энхбаяра в декабре 2006 года. В ходе переговоров в Кремле была подписана Московская декларация. В документе зафиксировано стремление сторон добиваться повышения эффективности и масштабов взаимодействия в духе стратегического партнерства, предполагающего вывод отношений на еще более высокий и качественно новый уровень. В Декларации, в частности, говорится о готовности диверсифицировать отношения в различных сферах. Стороны с удовлетворением констатируют, что урегулирование в 2003 году вопроса о задолженности Монголии в переводных рублях открыло новые возможности для наращивания двустороннего взаимодействия. «Стороны едины, что должны быть предприняты совместные усилия по наращиванию объемов взаимной торговли и созданию благоприятных условий для инвестиций», - говорится в Декларации. Кроме того, отмечается заинтересованность «в наращивании потенциала совместных предприятий «Эрдэнэт» и «Монголросцветмет», вносящих вклад в сотрудничество и развитие экономики». Помимо этого, подчеркивалось, что «стороны будут повышать эффективное сотрудничество в сфере борьбы с новыми вызовами и угрозами, прежде всего по противодействию терроризму, незаконному обороту наркотиков, организованной преступности как в форматах ООН, так и на региональном уровне»[ix][9].

В ходе визита были подписаны следующие документы:

– Договор между Российской Федерацией и Монголией о режиме российско-монгольской государственной границы;

– Программа по развитию российско-монгольского торгово-экономического сотрудничества на 2006–2010 годы;

– Протокол об активизации сотрудничества между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Государственным управлением по чрезвычайным ситуациям Монголии;

– Меморандум о сотрудничестве в области железнодорожного транспорта между Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством дорог, транспорта и туризма Монголии;

– Программа сотрудничества между Министерством юстиции Российской Федерации и Министерством юстиции и внутренних дел Монголии на 2007–2008 годы;

– Меморандум между Федеральной миграционной службой (ФМС России) и Государственным центром гражданской регистрации и информации Монголии о взаимопонимании и сотрудничестве в деле миграции;

– Программа сотрудничества между Федеральным агентством по культуре и кинематографии (Российская Федерация) и Министерством образования, науки и культуры Монголии на 2006–2008гг.;

– Соглашение между Федеральным государственным унитарным предприятием «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)» и Монгольским телеграфным агентством МОНЦАМЭ о сотрудничестве в области информации[x][10].

Необходимо также отметить и культурное сотрудничество России и Монголии. Большое значение имеют отношения между монголоязычными республиками Российской Федерации (Бурятия, Калмыкия), а также пограничной с Монголией республикой Тывой, с одной стороны, и Монголией, с другой. Возможности широкого межцивилизационного взаимодействия России и Монголии являются важным фактором развития всего комплекса сотрудничества между этими двумя странами.

При определенных условиях могли бы открыться перспективы сотрудничества и в таких сферах, как экология и туризм. Фактически вся территория Монголии — экологический заповедник с необычайно разнообразными географическими зонами и животным миром. То же самое можно сказать и об обширных районах российского приграничья. Сотрудничество в области туризма, защиты природы с привлечением других стран содействовало бы притоку капиталов, развитию инфраструктур, созданию новых рабочих мест в регионе.

В заключение отметим, что в условиях жесточайшего политического и экономического кризиса после распада Советского Союза Монголия все же сумела поднять экономику, за короткие сроки построить реально демократическое государство и значительно расширить международные связи, выразившиеся в установлении дипломатических контактов со многими ранее не доступными для нее государствами и привлечении инвестиций. Это является примером истинно демократического развития государства, примером открытости.

К сожалению, по сравнению с советским периодом налицо значительная потеря российской стороной своих позиций на монгольском рынке. Это может привести к несбалансированности расстановки сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе, особенно с учетом быстрого превращения Китая в мировую державу. Важно принимать в расчет геополитические интересы России в АТР как в настоящее время, так и на стратегическую перспективу. Поэтому необходимо и дальше расширять не только торгово-экономические и политические связи с Монголией, но и развивать национально-культурные, образовательные и прочие отношения, дабы «не потерять» ее.



 



[i][1] Конституция МНР 1960. Конституция и законодательные акты МНР. - М.,1981.

[ii][2] Грайворонский В. В. Современное аратство Монголии. М. 1997. С. 29.

[iii][3] http://www.mcds.ru/default.asp?Mode=Review&ID_L0=6&ID_L1=29&ID_L2=221&ID_L3=2794&ID=&ID_Review=74963

[iv][4] Грайворонский В. В. Современное аратство Монголии. М. 1997. С. 5.

[v][5] Конституция Монголии/ Вестник государства, 1992. - янв.: (Перевод неофициальный).

[vi][6] А.В. Юрковский «Общая характеристика некоторых особенностей Конституции Монголии» // СибЮрВестник № 4 – 2001. Иркутск

[vii][7] http://www.altaiinter.org/legislation/930120_ru-mn/

[viii][8] http://www.mid.ru/dip_vest.nsf/99b2ddc4f717c733c32567370042ee43/b8f8bc0a608eb8b0432569cb0043af9c?OpenDocument Журнал «Дипломатический вестник» декабрь 2000 год.

[ix][9] http://www.kremlin.ru/text/docs/2006/12/115119.shtml

[x][10] Там же.



Источник: http://oad.rags.ru/vestnikrags/issues/issue0307/030705.htm
Категория: Монголия | Добавил: Администрация (02 Февраль 2009)
Просмотров: 4775 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright Волобуев В.А. Курск Россия 2009 © 2017
Сайт управляется системой uCoz