Чойбалсан|Монголия|НостальгияПонедельник, 11 Декабрь 2017, 20:10

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории каталога
Чойбалсан [18]
Монголия [29]
Школа [2]
Служба [0]

Наш опрос
Время своего проживания в городе Чойбалсан Монголия Вы оцениваете как
Всего ответов: 635

Главная » Статьи » Чойбалсан

Этнографическая экспедиция
Дом-страница Артемия Лебедева | Veni, Vidi

Этнографическая экспедиция — 2008. Часть X

1—14 сентября 2008


Переехать монгольскую границу без взятки невозможно. Хоть за что-нибудь, но денег возьмут. Если у тебя все правильно, то тебя оштрафуют за то, что не остался стоять посреди чистого поля у знака «Стоп» (этот знак подразумевает остановку хотя бы на пару секунд, но не стоянку). С каждого участника экспедиции взяли за разное. С меня — за дезинфекцию колес.

Начальник пограничного пункта лично поменял у себя в кабинете рубли на тугрики.

В этом месте я понял, какой воспринимали Россию иностранцы в начале 90-х.


С прошлого раза (см. отчет о Монголии 2006-го года в четырех частях) тут практически ничего не поменялось.



Эрэнцав

Населенный пункт на границе. Колхозная стела в поле напоминает венецианскую карнавальную маску.


Когда-то тут построили несколько крупных зданий, но так как за ними некому было ухаживать, все разворовали. Воруют монголы смешно — как бы выгрызая по кирпичу.


Ехать по Монголии очень просто. Дорог нет, зато есть направления. Скажем, чтобы от Эрэнцава добраться до Чойбалсана, надо просто передвигаться вдоль железной дороги.


Километрах в сорока от границы перевернулся второй «Ленд Крузер» экспедиции (снова все живы).


Весь день потратили на то, чтобы поставить его на колеса и двинуться обратно в сторону границы. В ночи я по уши застрял в страшной глине. Кажется, я стал единственным человеком в мире, решившим поехать на «Рендж Ровере» по бездорожью.


На следующий день мы проводили разбитую машину до границы с Соловьевском и двинулись обратно в сторону Улан-Батора. В экспедиции осталось две машины — мой «Рендж Ровер» и легковая «Субару Импреза». Из-за глины в дисках ехать больше 50 километров в час не получалось — машину начинало страшно кидать из стороны в сторону.

Под вечер на горизонте показался Чойбалсан.



Чойбалсан

Проселочная дорога резко переходит в составленные вместе бетонные плиты. Этот вид покрытия в Монголии очень распространен.


Потом парадный подъезд к городу так же резко заканчивается. Главная достопримечательность Чойбалсана — труба ТЭЦ. Она видна отовсюду.


В центре города снова бетон.


Но не везде. Скажем, центральный бульвар хоть и украсили космическими шарами, дорогу вокруг оставили проселочной.


Баранья голова напротив детского сада никого не удивляет.



Почему-то во всех гостиницах не было свободных номеров. Поэтому мы решили тут особенно не задерживаться, а поехать в сторону Улан-Батора и ночевать в степи. Километрах в 30 от города я почувствовал знакомую вибрацию. Так и есть — двигатель в третий раз упал. На этот раз срезало болты крепления опоры двигателя.

С утра поехали искать авторемонтную мастерскую. Хоть город и невзрачен на вид, тут есть все необходимое. Англоязычный механик согласился починить «Мумусика». Я придумал новый дизайн пыльника — так как нового не было, пришлось собрать его из двух старых.


Город считается прогрессивным и развивающимся.


Хотя иногда кажется, что время тут застыло.


В 80-е у нас тоже везде валялись бесхозные железобетонные изделия в ассортименте.


У дорожных знаков тут столбы собственного дизайна.


Иногда встречаются яркие светодиодные табло с рекламой и информацией.


Во всех монгольских магазинах продаются русские и китайские товары. Этикетки — ни русские, ни китайские — никогда не переводят.


В конце дня мы снова поехали в сторону Улан-Батора, переночевав в степи. С утра на приборной панели загорелась надпись «проверьте уровень охлаждающей жидкости». В бачке вместо антифриза оказалось моторное масло (позже выяснится, что пробило масляный радиатор).

Из выхлопной трубы валил плотный белый дым. Ехать так долго было нельзя, чтобы окончательно не загубить двигатель.



Улан-Батор

Рано утром в столице Монголии появился ЗИЛ с телегой.


Город значительно улучшился за два года, которые я тут не был.

2006-й:


2008-й:


Везде стройки. А такого количества гостиниц я просто ни в одном месте никогда не видел. По уровню развития отели больше всего напоминают Тайвань.


Летом тут были какие-то небольшие волнения, в результате которых сожгли здание компартии и пограбили музей. Соседний со сгоревшим зданием дорогой отель вообще не тронули — оттуда все западные корреспонденты и наблюдали за происходящим.


Почтовый ящик.


Урна для бычков в виде сигаретного фильтра.


Национальный узор для крепления дорожного знака.


В Монголии владелец автомобиля может заказать себе дизайн номера по вкусу — или вытянутый, или компактный. Это так разумно.


У меня была целая неделя для прогулок по Улан-Батору. Главным впечатлением стало то, что можно пешком обойти любой дом и срезать угол через любой двор. Когда-то и в Москве так было, а сегодня везде заборы, из-за которых пешеход вынужден обходить дома только вдоль улиц.


Никого не удивляет, что на крыше жилого здания рабочие весь день жгут покрышки.


Когда стало ясно, что ремонт машины затянется минимум на месяц (требовался ремонт и полная разборка двигателя), я купил билет и улетел в Москву.


Перед возвращением сюда я успел слетать в Киев, в Калининград, в Шотландию, три раза в Лондон, в Марокко, и в Триест с Римом.



август

Этноэксп. VIII. Благовещенск, Владивосток, Находка

 
август–сентябрь

Этноэксп. IX. Уссурийск, Биробиджан, Борзя

 
сентябрь 

Этноэксп. X. Эренцав, Чойбалсан, Улан-Батор

←  Ctrl  →
сентябрь

Киев

 
сентябрь–октябрь

Светлый, Калининград

 



© 1995—2009 Артемий Лебедев
Электропочта: tema@tema.ru




Источник: http://www.tema.ru/travel/ee-10/
Категория: Чойбалсан | Добавил: Администрация (17 Февраль 2009)
Просмотров: 1292 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright Волобуев В.А. Курск Россия 2009 © 2017
Сайт управляется системой uCoz